Интернет-торговля: плюс 42% в год

К 2018 году объем интернет-торговли в России вырастет до 1,6 трлн руб. Это втрое выше, чем в 2013 году, когда объем рынка достиг 537 млрд рублей. Такие сведения содержатся в отчете компании J’son & Partners Consulting, данные которого приводит CNews. За последние пять лет оборот интернет-магазинов рос в среднем на 42% ежегодно, что позволило интернет-торговле стать самым быстрорастущим сегментом российской e-commerce.

11111_1406013539

В целом JPC оценивает годовой объем российской e-commerce по результатам 2013г. в 2 трлн руб. Как ранее сообщал Oborot.ru, по итогам 2012г. этот показатель составлял, по данным JPC, 1,88 трлн руб, что свидетельствует о некотором замедлении темпов роста рынка. Но к 2018г. аналитики компании прогнозируют увеличение оборотов российской электронной коммерции до 4 трлн руб.

Однако здесь следует учитывать, что столь впечатляющие цифры объясняются специфической методикой подсчета JPC: в структуру рынка e-commerceкомпания включает и сектор услуг, в т.ч. оплатуинтернет-доступа, телефонии, телевидения, ЖКХ и т. д. Именно на услуги приходится более половины рынка – 1,08 трлн руб. Таким образом, рынок физических и нефизических товаров, продаваемых через Интернет, в России составляет около 1 трлн руб.

Из них почти 90%, или 872,4 млрд руб., приходится на продажу физических товаров, наиболее популярными из которых можно считать электронику и бытовую технику. В среднем на покупки в интернет-магазинах россияне тратят 25,6 тыс. руб. в год. А оборот нефизических товаров, к которым относятся онлайн-игры, билеты и пр., JPC оценивает в 108,6 млрд. руб.

На 62% оборот физических товаров обеспечивают интернет-магазины, еще на 33% — MLM (или сетевая дистрибуция) и на 5% — каталожная торговля. Доля интернет-магазинов, таким образом, составляет лишь около 25% в общей структуре e-commerce по классификации JPC. Однако уже через четыре года на интернет-магазины придется 40% рынка. Это можно объяснить тем, что ряд сегментов категории «услуги» (оплата сотовой связи, к примеру) уже достигли насыщения, так что потенциал их роста невысок.

Примерно 10% от общего объема продаж интернет-магазинов обеспечивают зарубежные покупки россиян. По сведениям JPC, в основном там приобретают одежду и обувь, причем покупатели из России отдают предпочтение англоязычным магазинам и сервисам доставки Dostami и ShopoTam. Именно языковой барьер JPC считает главным препятствием для роста популярности трансграничной торговли.

Другие тенденции, выделенные авторами отчета:

— больше всего покупок в интернет-магазинах приходится на Московский регион. Его жители обеспечивают 40% заказов. А в число других крупных городов вошли Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Челябинск.

— Самым популярным способом получения заказа в России остается курьерская доставка, а методом расчета – наличные.

— Россияне имеют богатый опыт изучения товаров в офлайн-магазинах, прежде чем заказать их онлайн. Многие кредитовались для покупки товаров в Интернете.

— Прямые вложения в российскую интернет-торговлю сокращаются. В 2013г. объем прямых и венчурных инвестиций в отрасль составил 442 млн руб.